История шоу мыльных пузырей

опубликовано , просмотров: 331

История мыльных пузырей, как явления уходит в далекое прошлое. Легенд много. Я думаю, что, как и большинство изобретений человечества, мыльные пузыри появились случайно, и уже не одно тысячелетие радуют людей.

Есть огромное количество произведений искусства, начиная от фресок и заканчивая серьезными картинами средневековых художников, которые подтверждают популярность этой забавы.

Но меня интересует в первую очередь, когда же шоу мыльных пузырей появилось в привычном для нас виде. Кто являлся основоположником и как это произошло.

Шоу пузырей в мире.

Несмотря на все мои попытки найти первооткрывателя, поиски не увенчались успехом. Всем, кто, так или иначе, связан с шоу мыльных пузырей известно имя Фан Янга, который, по моему убеждению, бесспорно, сделал жанр популярным по всему миру.

0596ea98-4421-43bb-b0cd-d5d382f54047

 Фан Янг.

Вернемся к названию «шоу пузырей» или в оригинале (слово «шоу» явно не русского происхождения) bubble show. Слово Bubble переводиться как пузырь, слово show — показать. Я думаю, что изначально шоу пузырей не воспринималось как шоу в понятии русского человека. В англоговорящих странах, шоу пузырей носило характер надувания гигантских пузырей на природе, а так же в рамках научно-развлекательных мероприятий. Уличные артисты заграницей популярней цирковых. Хотя в цирках подобные номера были. И этому есть подтверждение.

Читая выдержки из интернета, я была уверена, что шоу мыльных пузырей в России появилось не более 15 лет назад. Но мою уверенность целиком и полностью разрушила моя мама. В 1994 году в Омском цирке я впервые побывала внутри гигантского мыльного пузыря.

Именно это факт заставил меня усомниться в том, что первооткрывателем шоу пузырей был Фан Янг. В форматах аттракциона и анимации данная забава появилась гораздо раньше. Но бесспорно, что высокую популярность в мире и преобразование в самостоятельный жанр шоу пузырей получило именно благодаря Фан Янгу. Первые 11 мировых рекордов по пузырям, зарегистрированные в Книге рекордов Гиннеса, принадлежали Фан Янгу или его семье.

helsinki

Рекорд Фан Янга - Самый большой купол из мыльных пузырей. 12 куполов друг в друге.

Сейчас на официальном сайте Фан Янга указано 16 рекордов, зарегистрированные в Книге рекордов Гиннеса.

На мой взгляд популярность Фан Янга заслужена не только высоким мастерством, но и огромными усилиями в направлении популяризации шоу пузырей, а также высокими амбициями. По информации, указанной на официальном сайте артиста, Фан Янг занимается шоу пузырей более 25 лет.

В мире существуют и другие артисты с интересными и очень творческими проектами, не менее зрелищными, но на мой взгляд, не такими масштабными в плане передвижений по миру и раскручивания собственного бренда.

Для примера могу привести такое имя, как Пеп Бой, который уже более 33 лет занимается шоу пузырей и ставит удивительные спектакли.

1248728742_soap-bubble-03

Пеп Бой

И поверьте на слово, этих мастеров очень много.

Шоу пузырей в России.

Что касается шоу пузырей в России — этот жанр вышел из цирка. В некоторых источниках я прочитала, что наши русские иллюзионисты увидели номер с пузырями в заграничных цирках, но, к сожалению, не нашла информацию о них. Думаю, что дело в том, что цирковые артисты того времени не были заняты раскруткой своего имени. Поэтому даже вырезки из журналов и газет найти сложно.

Мне удалось найти первых артистов шоу пузырей в России. Это семейная пара Виктор и Людмила Мельниковы. Их трюковую работу называли «игра с пузырями». Именно так и назывался этот жанр в советском и постсоветском цирке.

TJxadvjljK0

Виктор и Людмила Мельниковы

А вот и выдержка из журнала «Советская эстрада и цирк» 1966 года.

«В «КУХНЕ» ИЛЛЮЗИОНИСТОВ
До чего же интересно побывать в «кухне» фокусников! Сначала ты наблюдаешь адский труд, муки творчества, разочарование неудачей эксперимента, но в конце концов увидишь рождение нового трюка. А трюк — это синтез знаний, умение рук, оригинальное воплощение мысли.
Итак, мы на «кухне» у иллюзионистов Виктора и Людмилы Мельниковых. Пахнет клеем и лаком, мерно гудит маленький токарный станок, сизый дым сигарет плавает волшебными облаками. Капли пота выступили на лбу иллюзиониста, глаза его прищурены, руки быстро находят нужный инструмент. Его жена и помощник Людмила «колдует» в маленькой лаборатории над таинственно пенящимся составом. Ее руки то листают потрепанную книгу, то смешивают содержимое колб и пробирок. Мерно тикают забавные «ходики», спит в своей клетке мартышка, спят золотые рыбки в аквариуме через всю стену, спят попугаи, бормоча и вздрагивая во сне. Только бежит змейкой стружка из-под резца станка да шипят растворы в пробирках…
А потом Мельниковы выйдут на эстраду. Добродушный толстячок и его миниатюрная ассистентка без всяких магических таинств, просто и с юморком будут демонстрировать свое искусство. Они покажут все то, что рождается здесь — в их «алхимической кухне».

Много лет среди иллюзионистов ходят полуфантастические разговоры о том, что можно выдувать мыльные пузыри огромных размеров и в неограниченном количестве. И притом за очень короткое время. Этот красивый трюк разработан тоже здесь. А у художественного руководителя творческой мастерской оригинальных жанров Москонцерта С. Каштеляна зафиксировано, что освоена новая трюковая работа «игра с пузырями».
Уже написан сценарий иллюзиона. Идет отработка деталей. «В этом номере, — говорят артисты, — улыбка и юмор сольются со сложным по технике иллюзионным трюком».
Артисты, в «кухне» которых я побывал, — люди ищущие. Они никогда не пользуются готовым, а стараются найти что-то новое, оригинальное, свое. Итак, скоро у Виктора и Людмилы Мельниковых просмотр нового трюка…»

Виктор и Людмила использовали свою формулу раствора, постоянно совершенствовали свою программу, вводили новые трюки и не переставали удивлять зрителей.

Следующее имя, которое я встретила это Эльвира Эльворти. Это продолжательница знаменитой цирковой династии Эльворти. Она с 1994 года работает с мыльными пузырями под куполом Российского цирка. Номер продолжает носить свое историческое название: «Игра с мыльными пузырями».

U3pgVSIe7aU

В газете «Музыкальная правда» за 1997 год указано, что этот номер единственный в России, но достаточно распространенный в зарубежных цирках: «А еще Эльворти выступает с номером “Игра с мыльными пузырями”. Пузыри, кажется, чудесным образом появляются из ваз, переливаясь всеми цветами, при свете прожекторов, они летают по воздуху и покорно ложатся у ног повелительницы. Номер красив, изящен, вызывает удивление. В зарубежных цирках такие номера довольно широко распространены, у нас же он появился впервые».

Так же мне показалось интересным и мнение директора магнитогорского цирка Петра Алексеевича Воронцова. Вот что он говорит о нашем жанре в 1997 году: «Правда, «жанр» — понятие относительное. Вот в последней юбилейной программе «Игра с мыльными пузырями» Эльвиры Эльворти —это что, к чему ее отнести? А ведь номер изумительный!..».

Что мне дала эта история? Я еще раз убедилась в одном, шоу пузырей  — иллюзия, пусть и не чистой воды. Это цирковой жанр, и его специфика особенная. На шоу пузырей можно нанести множественные акценты, написать удивительные репризы. Но его корни, как ни крути — фокусы и иллюзион.

Давайте делать нашу работу удивительной. А уж если хочется к этому приложить режиссуру, актерскую игру, пантомиму — делайте это профессионально.

И напоследок номер Эльвиры Эльворти прошлого десятилетия.